Оформление земли в собственность
Учет и контроль за состоянием земельного фонда ведет Росреестр — федеральное государственное учреждение, филиалы которого есть в каждом городе. В нем действуют Регистрационная и Кадастровая палаты. Первая занимается оформлением и выдачей документов, подтверждающих право собственности на недвижимость: землю, дома, квартиры. Эта палата ведёт единый государственный реестр (ЕГРП) — информационную базу о правах собственников на тот или иной объект.
Вторая — выполняет работу по вводу технических сведений в государственный Кадастр недвижимости (ГКН). Это информация о местонахождении участка, его координатах на поверхности земли, с указанием занимаемой площади и конфигурации границ. Сведения в базу вносятся из межевого плана, составленного кадастровым инженером, или изготовленного БТИ. Подтверждением того, что земельный участок поставлен на учет, служит кадастровый паспорт. Без него Регистрационная палата откажет в регистрации права собственности.
Порядок обращения и нужные документы
Чтобы оформить право собственности на земельный участок, который покупается, в органы Росреестра должны обратиться вместе продавец и покупатель. Они заполняют заявления о переходе права, и закреплении его за новым собственником. При этом нужно представить следующие документы:
- Паспорта обоих участников сделки.
- Договор о продаже земельного участка.
- Акт о фактической передаче недвижимости.
- Согласие супруга продавца на совершение сделки.
- Кадастровый паспорт на участок.
- Действующее свидетельство о собственности.
- Документы, подтверждающие права продавца на землю.
До подачи заявления уплачивается государственная пошлина. Ее размер — 350 рублей, если это дачный, садовый или огороднический участок. Решение выносится в течение 10 дней, после чего новый владелец получает свои документы.
Оформление земли по «дачной амнистии»
Как оформить земельный участок в собственность, если он был выделен в свое время бесплатно? Для таких землевладельцев предусмотрена упрощенная схема оформления свидетельства. Они обращаются в Регистрационную палату Росреестра с заявлением, и прикладывают к нему:
- Общегражданский паспорт и его копию.
- Кадастровый паспорт на участок земли.
- Документы, подтверждающие право владения.
Подтвердить свои права фактический владелец земли может решением исполкома о выделении ему участка, выпиской из по хозяйственной книги сельского поселения, нотариальным свидетельством на наследство. Суть «дачной амнистии» в том, что собственник может не представлять кадастровый паспорт. Дело в том, что сведения обо всех наделах, ранее выделяемых в пожизненное пользование или наследуемое владение, уже внесены в ГКН на основании данных БТИ. Регистрационная палата сама запрашивает информацию из Кадастра недвижимости.
Что делать, если не выдают кадастровый паспорт?
На практике часто возникает проблема с отсутствием кадастрового паспорта. Как в этом случае оформить право собственности на земельный участок? Если в базе данных недостаточно полные сведения о нем, например, не указана площадь, или отсутствует описание границ — от вас потребуют межевой план. Его придется заказывать за свой счет, и это дорогостоящие услуги. Требуется провести замеры на местности, оформить технические документы, получить согласие соседей.
В заключение отметим, что оформление земли не всегда происходит гладко. Нередки ошибки в старых документах, межевые споры с владельцами соседних наделов и наследниками. Лучше заранее получить грамотную консультацию. Например, в компании «ОблЗемстрой» имеется целый отдел, где работают опытные юристы. Кроме того, есть кадастровые инженеры, которые могут провести межевые работы и передать сведения в Кадастровую палату. В таком сложном деле, как оформление земли, разумнее обратиться к профессиональным специалистам.
Смотрите также:
Оформление купли-продажи дачного участка
2016-11-20